oper_1974 (oper_1974) wrote in ucmopuockon,
oper_1974
oper_1974
ucmopuockon

Танки против самолетов. Тацинская. 1942 г. ( 18 фото )

Оригинал взят у oper_1974 в Танки против самолетов. Тацинская. 1942 г. ( 18 фото )
       "В то время я воевал в составе 24-й танкового корпуса, которым командовал генерал Василий Баданов. Задача танкистам была поставлена чёткая: прорваться в глубь вражеского тыла и уничтожить немецкую авиабазу на аэродроме под станицей Тацинской в Ростовской области.
        Ежедневный смертоносный для нашей армии груз - боеприпасы и живую силу - именно с этого аэродрома поднимали в небо немецкие лётчики, обеспечивая окружённую под Сталинградом армию фельдмаршала Паулюса, выполнявшего приказ фюрера "Не сдаваться!".
        На 300 километров оторвавшись от фронта, 160 танков, сотни автомашин, артиллерийских орудий, дивизион миномётных "катюш" и мотопехота с добровольцами - матросами Амурской флотилии, принёсшими в сухопутные войска клич "Полундра!" - вся эта сила двигалась в направлении Тацинского плацдарма. Все мы шли на верную смерть, поэтому в нашу группировку набирали исключительно холостяков.




1942, декабрь. Тацинская. танк 24 танкового корпуса.

tk24-001.jpg

        Прорыв начался рано утром 18 декабря 1942 года от станции Богучар. Перейдя Дон по искусственно утолщённому льду и ведя ежедневные бои с тыловыми гарнизонами противника, 24-й корпус подошёл к станице Скосырской - последнему пункту перед Тацинской.
       Здесь мы впервые вступили в крупное боестолкновение с регулярными немецкими войсками. Их активно поддерживала авиация, поднимавшаяся в воздух с той самой авиабазы, которую нам предстояло уничтожить.
       Ожесточённая схватка длилась почти сутки, когда нам стало известно, что к Скосырской в срочном порядке перебрасываются механизированные части фельдмаршала Манштейна, брошенные Гитлером на помощь попавшей в окружение армии Паулюса.
      Чтобы выполнить поставленную задачу, мы не стали втягиваться в новые бои и продолжили путь, проехав ещё несколько десятков километров.
      В экипаж нашей боевой машины входили командир танка Александр Козий из Полтавы, заряжающий Валентин Белькевич из Минска и я - механик-водитель.
      Ранним утром 24 декабря мы были уже у Тацинской, но в сумерках так и не сориентировались, в какой стороне находится авиабаза и как до неё быстрее добраться. Счёт шёл на минуты, ведь если до рассвета мы не успеем туда прибыть и самолёты противника поднимутся в воздух, то нашим войскам, удерживающим немецкую группировку под Сталинградом, придётся не сладко.
      Выручили вездесущие мальчишки - жители Тацинской Гриша Волков и Федя Игнатенко. Они показали кратчайший путь к аэродрому, чем обеспечили внезапность нашего нападения на авиабазу и не дали вражеским самолётам никакого шанса взлететь.

1942, декабрь. Тацинская. танки 24 танкового корпуса.

tk24-002.jpg
tk24-003.jpg

        Один чудом спасшийся немецкий пилот позже назовёт дальнейшие события "адской преисподней". И действительно: десятки готовых к вылету самолётов, стоящих на взлётно-посадочной полосе и в ангарах, были взорваны.
        Их давили, таранили, крушили наши танки. В огненной схватке рождались и тактика, и стратегия. "Руби хвосты!" - гремела чья-то команда... И самолётам башнями танков рубили хвосты, не давая подняться в воздух.
       В этом аду пылали склады, взрывались штабеля снарядов, горел под ногами снег, в пожаре смешались живые и мёртвые. От жары внутри танка можно было париться, но мы не обращали на это внимания, громя фрицев с удвоенной энергией.
     Всего в тот день на аэродроме и станции  было уничтожено более 350 немецких самолётов, в чьей поддержке так нуждались попавшие в "сталинградский котёл" немцы.
    Тяжёлыми были и потери танкистов. Десятки из них заживо сгорели в танках или были расстреляны немецкой пехотой при эвакуации из "тридцатьчетвёрок".
      Наш боевой товарищ, командир роты капитан Михаил Нечаев, погиб в танке, идя на смертельный таран. Он с ходу ворвался на железнодорожную станцию, где на платформах стояли с полсотни новеньких самолётов, и сжёг их всех до единого.
      Отличился в том бою и наш экипаж, полностью уничтожив немецкий эшелон с оружием и военной техникой. Находились здесь и несколько цистерн со спиртом, припасённых гитлеровцами для празднования своих побед. Увы, сделать им этого не удалось, и этим спиртом, которым танкисты наполнили свои фляжки, мы поминали погибших товарищей.

24-й танковый корпус стал 2-м гвардейским Тацинским танковым корпусом.

gvtk02-051.jpg

        В минуты затишья немцы то и дело забрасывали нас листовками, в которых требовали отступить от станции и сдаться, грозясь "повесить всех до одного". Но танкистам были забавны эти нелепые потуги немцев сломить наш боевой дух. Этими бумагами мы очищали от грязи наши боевые машины.
        Своим быстрым и решительным броском на Тацинскую танкисты 24-го корпуса окончательно завладели стратегически важным для попавших в "котёл" немцев железнодорожным перегоном Лихая-Сталинград, полностью отрезав войска фельдмаршала Паулюса от внешнего мира и лишив их подкрепления.
        Через пару дней ожесточённых боёв у нас закончилось горючее, иссякли боеприпасы, но танкисты из последних сил пытались сопротивляться ожесточённому натиску переброшенных из резерва немецких танков из 6-й танковой дивизии.
       Как раз в это время по рации мы приняли приказ командования о присвоении 24-му танковому корпусу звания гвардейского, переименовании его во 2-й Тацинский корпус и награждении генерала Баданова первым в Красной Армии орденом Суворова II степени.
        Несмотря на эту радостную весть, мы, теперь уже гвардейцы, всё равно знали, что обречены: не простив танкистам разгрома авиабазы и железнодорожной станции, противник взял нашу группировку в кольцо и попытался с ходу её уничтожить. Приказ командования о выходе из боя уже ничего не решал, и Баданов призвал бойцов стоять насмерть, до последнего.

2-й Гвардейский Тацинский Краснознаменный ордена Суворова II степени танковый корпус. Тактический знак 2ГвТК: белая стрела, направленная острием по ходу машины. Буква над стрелой обозначала первую букву фамилии командира бригады. Тактический номер машины (как правило - трехзначный) располагался под стрелой. Номера от 100 - 4ГвТБр, от 200 - 25ГвТБр, от 300 - 26ГвТБр.

2gtk.jpggvtk02-032.jpg

        Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы на помощь не пришла русская смекалка. Среди танкистов нашлись умельцы, сообразившие, каким образом из смеси авиамасел и керосина со складов противника можно оживить танки, заправив их незнакомым доселе топливом.
        На наше счастье, моторы его приняли, они ожили, взревели, заработали на полную мощь. В итоге нескольким танкам, в том числе и нашему, удалось вырваться из окружения и вернуться на позиции наших войск.
       24-й танковый корпус, осуществлявший операцию "Сатурн", выполнил задание по уничтожению авиабазы противника, но вышел из боя с большими потерями. Получив пополнение в технике и живой силе, вскоре 2-й гвардейский Тацинский корпус снова был на острие наступления." - из воспоминаний танкиста А.А.Паршина. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Танк "Черчилль" 2-го гвардейского танкового корпуса под Курском.

gvtk02-047.jpg

Танки 2-го ГТК в Белоруссии.

gvtk02-014.jpg
gvtk02-019.jpg
gvtk02-003.jpg

Освобождая Минск.

gvtk02-027.jpg
gvtk02-002.jpg

1944, 20 октября. Неммерсдорф.

gvtk02-008.jpg
gvtk02-020.jpg
gvtk02-022.jpg

1944/45 зима. Восточная Пруссия.

gvtk02-025.jpg
gvtk02-013.jpg




ACDSee print job


Subscribe

promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 13
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments