игуменъ Варнава (varnava_mp) wrote in ucmopuockon,
игуменъ Варнава
varnava_mp
ucmopuockon

Возвращаясь к вопросу о Великой Агиасме...

Оригинал взят у varnava_mp в Возвращаясь к вопросу о Великой Агиасме...
Из прошлогоднего: varnava_mp в Что считать Великой Агиасмой?
DSC00176             Большая (Великая, Богоявленская) вода, или Великая агиасма, освящается один раз в канун праздника Крещения Господня 18 (5) января. В «Церковном оке» сказано, что следует «единажды, токмо с вечера освящати воду», однако далее там же говорится, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, “да просветят и нас”, то есть тех, кто писал это рассуждение.
        С момента церковного раскола в вопросе об освящении Богоявленской воды началась настоящая путаница. Патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, в 1656 г. запретил водоосвящение в самый день Богоявления и пригрозил, что если кто будет думать иначе «да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению».
          Собор 1666-1667 годов постановил возобновить двукратное освящение воды (5 и 6 января). В противовес проклятьям Никона были произнесены еще более страшные анафемы.
          В синодальном типиконе 1749 года статья о двукратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814. Эта статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.
            Водосвятная неразбериха конца XVII – начала XIX века не только не внесла ясности в учение церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов. Сегодня лишь небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой агиасмой воду, освященную в навечерие Богоявления. Подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями.
         Однако старообрядцы полагают, что мнение о равночестности воды, освященной 18 (5) и 19 (6) января, противоречит не только учению св. отцов и церковным уставам, но и здравому смыслу.
         Во-первых, повторяя образ крещения Христова дважды, мы следуем мысли суеверов, считавших, что Христос крестился дважды. Во-вторых, признавая, что освящение Богоявленской воды происходит лишь благодаря форме службы (Великое водосвящение), мы допускаем, что оно может совершаться в любое время и любое количество раз. Таким образом напрашивается вывод, что освящение Великой агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только раз в году.
           Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз.
_________________________________________________________________________________________________________________
             Мы, разумеется, в соответствии с современной богослужебной практикой, освящаем воду дважды - и накануне, и в самый День праздника. Однако, в народе действительно существует некое негласное поверие, что "вечерняя" вода - "сильнее"! По крайней мере,  такую версию
мне приходилось слышать от бабулек очень много раз...
         Сегодня мы келейно освящали воду после праздничной Великой вечерни, а завтра собираемся идти на "источники водныя"...
           При освящении воды в этом году, то-есть сегодня -
в Навечерие, как видно на ролике, у меня в руках - распечатка текста начала 17-го столетия. Рядом, для сравнения, выложено освящение воды семилетней давности - на сам праздник Богоявления, где у меня в руках - современный патриархийный требник.


           А теперь хотелось бы узнать по этому поводу мнение читателей . Действительно ли всё равно, когда освящать воду в эти замечательные праздники, или всё-таки у кого-то есть какие-то особенные любимые предпочтения. Если есть, то хотелось бы узнать, с чем они связаны.
         
Poll #1995939 Великая агиасма

Какое освящение воды Вам более по душе?

Совершенное в самый День Крещения Господня
1(5.6%)
Совершенное накануне, то-есть в Навечерие
6(33.3%)
Хожу и на то, и на то с одинаковой радостью
11(61.1%)
Вообще не хожу в церковь, а оставляю на ночь открытые емкости с водой, ибо вся вода в эту ночь "автоматически" освящается
0(0.0%)
Tags: история Русской церкви, опросы
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 13
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments