Александр Аникин (msalexandr17) wrote in ucmopuockon,
Александр Аникин
msalexandr17
ucmopuockon

Исторический ревизионизм или политическая "заказуха"? К вопросу о политических репрессиях

Оригинал взят у msalexandr17 в Исторический ревизионизм или политическая "заказуха"? К вопросу о политических репрессиях
Меня как учителя истории, имеющего научные публикации и авторские образовательные программы, иногда не столько поражают журналистские ляпы и то, как искажается история, сколько с каким остервенением интернет-сообщество подхватывает лживую информацию, по невежеству или сознательно размещенных в СМИ.

Ярким примером такого исторического фэйка является статья в Накануне.ру "Коллективный "Мемориал" своей деятельностью ухудшает отношение общества к "невинным жертвам", – эксперты http://www.nakanune.ru/news/2014/10/29/22374877/#sthash.6jijgXuN.dpuf

Несколько слов о самой статье. В ней начинается рассказ о Нижневартовске, а обсуждается Мемориал жертвам политических репрессий в Екатеринбурге. Странный алогичный переход осуществляет первичную подмену понятий и тем. Если автор хотел рассказать о ситуации с памятником строителям Нижневартовска, который местные власти не могут никак установить, то и разбираться нужно было с этими властями... Автор же сознательно перешел к сопоставлению с Мемориалом на 12-м километре Московского тракта, где покоятся несколько десятков тысяч репрессированных. Мне в этом плане не совсем понятно, почему другие погосты не стали предметом обсуждения? Например, Новодевичье кладбище Москвы или Красная площадь...

Это становится ясно из "экспертных оценок", которые приводятся в статье:

Так, историк Александр Дюков, считающий сохранение памяти о невинно репрессированных действительно важной деятельностью, отметил для Накануне.RU: "Часто не различают жертв необоснованных политических репрессий и жертв более чем обоснованных. К подобной теме нужно подходить очень осторожно, нельзя как массово репрессировать, так и нельзя массово реабилитировать. Нужно разбираться, кто осужден обоснованно, кто - необоснованно".

Другой эксперт, недавно вернувшийся из Новороссии историк и публицист Игорь Пыхалов, также прокомментировал ситуацию Накануне.RU: "Можно судить по тому, что меняется отношения общества к Сталину за эти годы, – это начало происходить даже не сейчас, а лет 10-15 назад. Сейчас взгляды наподобие "мемориаловских" большинством народа отвергаются, причем отвергаются совершенно заслуженно – как сейчас выясняется, все антисталинские и антисоветские штампы оказались не соответствующими действительности, откровенной ложью. Организация "Мемориал" создана специально для того, чтобы вести подрывную идеологическую работу по заказу Запада и соответствующих западных спецслужб. Тут не нужно обольщаться, это люди, которые специально занимаются оплевыванием нашего прошлого. Да, естественно, были осужденные несправедливо, но очень часто бывает так, что сами эти люди и их родственники не распространяли свои личные обиды на все государство. Ведь при любом строе, при любом государстве имеются ошибки, которые позже пытаются исправить. Все, кого можно было реабилитировать, реабилитировали – реабилитировав при этом кучу людей, заведомо виновных. Поэтому пора заканчивать "продвигать" этот вопрос. Нужно перестать поддерживать материально все эти акции, тратить деньги из бюджета на все эти выходки, а также убрать намеки в День Победы и День Траура 22 июня во время минуты молчания "ты, потерявший родственников в лагерях Гулага" – это совершенно неуместно, ведь количество тех, кто оказался в такой ситуации, совершенно несоизмеримо с количеством всех солдат в целом. В общем, нужно прекратить государственную поддержку такой политики охаивания", – считает историк.

Также Пыхалов отметил, что в результате действий "Мемориала" список репрессированных откровенно "загажен": "С самого начала реабилитации, с хрущевских времен, она была политически ангажирована, и вместе с невинно пострадавшими оправдывались и те, кто был действительно виновен. Теперь это дело историков – выяснить, кто виноват, а кто действительно невиновен". Историк выразил надежду, что "в ближайшие два-три года ситуация изменится, и здравый смысл восторжествует"



Я не знаю ни первого "историка", ни второго. Но считаю, что приведенные отрывки показывают полное отсутсвие знания и политический заказ к переоценке процесса политической реабилитации.

Процесс реабилитации - это дело не политическое, а юридическое, если это не знают журналисты, то некто Пыхалов, который претендует на роль историка, мог бы знать:

Исторически, термин «реабилитация» исходит от средневекового французского института помилования осуждённого с восстановлением его прежних прав. Данное понятие впервые было употреблено французским легистом Bleynianus.

Советское уголовное право определяло термин «реабилитация» как восстановление в прежнем состоянии невиновного лица, которое было привлечено к уголовной ответственности необоснованно.

УПК РФ содержит определение термина «реабилитация» в пункте 34 ст. 5 как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причинённого ему вреда. Реабилитированным признаётся лицо, имеющее право на возмещение вреда, причинённого ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием (пункт 35 ст. 5 УПК РФ).

В СССР особое распространение термин «реабилитация» получил при Н. С. Хрущёве в связи с реабилитацией сотен тысяч людей, репрессированных при И. В. Сталине, притом части — посмертно.

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953—1954 гг., были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ—НКВД—МГБ, вынесенные по политическим делам. Однако, уже в середине 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращается, причиной чему становятся рецидивы тоталитарной политики государства, в числе которых имеются попытки вернуться к сталинским идеологическим установкам.

Процесс реабилитации получил продолжение в конце 80-х гг. Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 11 июля 1988 г. «О дополнительных мерах по завершении работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30—40-е годы и начале 50-х годов» было дано поручение Прокуратуре СССР и КГБ СССР в связке с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 30—40 гг., без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан. 16 января 1989 г. издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменяющий внесудебные решения, вынесенные в период 30-х — начала 50-х гг. внесудебными «тройками» НКВД—УНКВД, коллегиями ОГПУ и «особыми совещаниями» НКВД—МГБ СССР. Все граждане, которые подверглись репрессиям со стороны данных органов были реабилитированы, исключая изменников Родины, карателей, нацистских преступников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших убийства.

При Президенте РФ на постоянной основе действует Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, председателем которой с 16 апреля 2007 года является Михаил Алексеевич Митюков. Данная комиссия решает вопросы реабилитации репрессированных лиц, групп и общностей, занимается проблемами устранений пробелов и коллизий в российском законодательстве относительно вопросов реабилитации, изучением, анализом и оценкой политических репрессий, оказывает содействие региональным и федеральным органам в издании региональных, муниципальных и федеральных «книг памяти жертв политических репрессий», действует на основании Указа Президента РФ от 25.08.2004 N 1113 «Об утверждении положения о комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий».

26 апреля 1991 года издается Закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», осудивший «политику произвола и беззакония, практиковавшуюся на государственном уровне, являвшуюся противоправной, оскорблявшую достоинство не только репрессированных…»

Данный законодательный акт реабилитировал репрессированные нации, народности и этнические группы, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, включая казачество, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия.(ст.2 Закона № 1101-1)

В Российской Федерации с 1991 года проводится работа по реабилитации жертв политических репрессий и массового террора, проводимого органами исполнительной и законодательной власти РСФСР и СССР.

Органами прокуратуры РФ с 1992 по 2004 гг. было рассмотрено 978891 заявление, из них было разрешено — 797532 и удовлетворено — 388412, проверено 636335 дел в отношении 901127 человек и реабилитированы 634165 человек, признаны пострадавшими от политических репрессий более 326 тысяч человек.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E0%E1%E8%EB%E8%F2%E0%F6%E8%FF


Теперь обратимся к тексту Закона РФ О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ от 18 октября 1991 года № 1761-1.

Что мы в нем хотим отметить?

1) Кто может быть реабилитирован?

Статья 1.1. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
(статья 1.1 в ред. Федерального закона от 09.02.2003 N 26-ФЗ)
Статья 2. Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется:
Нормативное положение абзаца 2 статьи 2 предполагает, что данный Закон - без каких-либо исключений - распространяется на граждан Российской Федерации и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах (в том числе на граждан Российской Федерации, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 года) (Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 N 135-О-П
на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);
на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
(статья 2 в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4185-1)
Действие статьи 2.1 распространено на членов семей репрессированных участников событий в г. Новочеркасске 1 - 3 июня 1962 года (Указ Президента РФ от 08.06.1996 N 858).
Статья 2.1. Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 3. Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и иные преступления;
б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;
в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;
г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
(в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;
(п. "д" введен Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
(п. "е" введен Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1)

Источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122496

2) Кто не подлежит реабилитации?

Статья 4. Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:
а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
(в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;
(п. "в" в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.
(п. "г" в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.
(часть вторая введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1)

Источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122496

3) Кто осуществляет реабилитацию?

Статья 8. Органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. "а", "б", "г", "д", "е", статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.
(в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.
При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте "д" статьи 3 настоящего Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пунктах "а", "б", "г" и "е" статьи 3 настоящего Закона делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
(в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1)
В отношении лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях по совокупности с другими видами преступлений, либо когда в действиях лиц усматриваются признаки не контрреволюционных, особо опасных государственных, а других видов преступлений, пересмотр дел и материалов производится в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122496


Итак, в чем очевидный "подвох" публикации?

Согласно действующему законнодательству, процесс реабилитации производится Прокуратурой РФ. Законом четко определено, что пособники немецко-фашистских войск, предатели не могут быть реабилитированы. Получается, что "историк" Пыхалов знает какие-то факты неправомерной реабилитации, но не обращается в Прокуратуру? Конечно, таких фактов, фамилий ни журналисты, ни Пыхалов привести не могут. В Екатеринбурге, например, на плиты Мемориала на 12-м километре внесены только фамилии граждан, в отношении которых приняты решения о реабилитации... Это ли не знать "историку" и журналистам, которые распространяют фантазии некого Пыхалова?

В этой ситуации обидно не за профессию историка, к которой много кто пытается "подмазаться", а за тиражирование  этих "экспертных" оценок... Совершено правильно поступила Анна Пастухова, руководитель Екатеринбургского общества "Мемориал" - комментировать больное воображение каждой бредовой публикации смысла нет... О чем говорить с невеждами и стоит ли "бисер метать"?

А корреспондентам Накануне.Ру мой совет - обратитесь в Прокуратуру, пусть они прокомментируют, как получается так, что историк Пыхалов знает реабилитированных, которые получили этот статус несправедливо... Или историк, а не список "подгаженный"? И как понимать слова "историка" о "списках Мемориала", если дела рассматриваются индивидуально компетентными органами, а не общественниками?

Отсутствие знаний, видимо, или политический "заказ" не дают возможности журналистам этого СМИ писать по теме репрессий и исторической памяти взвешанно...

Мои посты о проблемах исторической памяти и 12-м колометре Московского тракта:
Память, уставшая о себе напоминать... Мемориал без права на вечность...
Екатеринбург. Тайны 12 километра. Чиновники, полиция и ноу-хау... Стрельбы на костях
Двенадцать километров до памяти.


fren Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo ucmopuockon декабрь 26, 2017 09:36 13
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments