Александр Аникин (msalexandr17) wrote in ucmopuockon,
Александр Аникин
msalexandr17
ucmopuockon

Categories:

Курганские истории Татьяны Васильевой: 1930-е...

Оригинал взят у msalexandr17 в Курганские истории Татьяны Васильевой: 1930-е...

Сейчас все изучают историю дореволюционного Кургана, где кто жил, работал, где отдыхал, а мне бы хотелось показать, что из себя представлял Курган в предвоенные годы. Ведь это тоже история нашего города, которую тоже желательно знать. И картина, надо сказать, получается не очень радужная. Не смотря на то, что в газетах много писали об улучшении жизни советских граждан, о самоотверженном труде стахановцев и так далее и тому подобное.

В 30-е годы ХХ века Курган продолжал оставаться небольшим провинциальным городком, входившим в состав Челябинской области. Население города на 1934 год составляло 58000 человек. Внешне облик города 30-х годов ничем не отличался от дореволюционного: было также мало зелени, зато много пыли и грязи.  В основном преобладали одноэтажные дома, но имелись двух, трех и даже четырехэтажные здания.

Но, в отличие от других провинциальных городов, Курган имел в то время крупнейший железнодорожный узел, через который проходило 25% всех перевозимых по Южно-Уральской железной дороге грузов. Обслуживали эту железную дорогу 5000 рабочих.

Промышленные предприятия города были целиком ориентированы на переработку с/х продукции. В городе действовало 13 предприятий по переработке сырья. В основном, это предприятия, которые национализировали в первые годы советской власти: мясокомбинат, винокуренный и спиртоводочный, маслодельный и машиностроительный заводы.


На фото: Работники Курганского машиностроительного завода. 1930-е гг.

Ежегодный рост сельскохозяйственной продукции заставлял задуматься о том, что действующие предприятия уже просто не могли справиться с поставляемым сырьем. Требовалась срочная реконструкция существующих заводов и строительство новых крупных предприятий пищевой промышленности. Но из-за отсутствия средств, вложений в действующие заводы не производилось, они оставались с тем же оборудованием, что и ранее. Кроме того, большим недостатком, как для жителей города, так и для промышленных предприятий было отсутствие в достаточном количестве электроэнергии (о чем я писала ранее) и водопровода. Промышленной и бытовой водой предприятия пользовались самым примитивным способом – путем подвозки ее из реки Тобол на лошадях, как писала газета «Красный Курган»: «Рабочие предприятий города водой пользуются по первобытному способу». Строительство городского водопровода было намечено на 1935 год. Это было действительно необходимо, так как вся вода, поступавшая в город из реки Тобол, была мало пригодна к употреблению в неочищенном состоянии. Как следует из архивных документов: «Высокая заболеваемость желудков и кишок происходит главным образом по вине плохой воды, всеми признано, что вода Тобола в неочищенном состоянии мало пригодна даже для промышленных целей».

Также в 30-е годы не менее важной задачей, чем строительство водопровода и электростанции, было строительство канализационной системы. Такие крупные предприятия, как мясокомбинат, кожевенный завод и другие, не имели канализации. Предприятия вынуждены были транспортировать отходы на лошадях за город, поэтому в летнее время в окрестностях города создавался рассадник заразы. На постройку канализационной системы требовалось 300000 рублей. Но, не смотря на важность и необходимость строительства этих сооружений, ни водопровод, ни канализация построены не были – не нашлось денег.

С точки зрения экологии Курган 30-х годов являлся неблагополучным городом. Для населения, в особенности детского чувствовалась нехватка свежего чистого воздуха.

В области образования указания правительства о всеобщем обучении детей школьного возраста также выполнялось с большим трудом. Все школы были построены до революции и были рассчитаны на небольшое количество детей, поэтому занятия проводились в 2-3 смены. В начальных классах было по 48-50 учеников, в средних - по 45, хотя средняя норма учащихся составляла 39 человек. В 1935 году планировалось посадить за школьные парты 7800 человек, тогда как существующие школы могли принять только 4500. Остальные 3300 могли и вовсе остаться вне стен школы. Для дошкольников работали 20 детских садов и яслей в городе и 75 в сельской местности, которые практически не были обеспечены игрушками, не говоря уже о музыкальных инструментах. Две небольшие больницы города, также не могли принять всех пациентов, особенно во время эпидемий.

Для проведения культурного досуга горожан действовал, построенный в 1911 году кинотеатр «Прогресс» и построенный на деньги трудящихся Народный дом, который сгорел, как я уже упоминала ранее, в 1937 году. Правда, кое-какое строительство все же в городе происходило, были построены магазин, аптека и пекарня. Это было, действительно, необходимо. Так как с выпечкой хлеба дело в городе обстояло очень плохо. Хлеб выпекался на частных квартирах, где отсутствовали самые элементарные гигиенические условия. Вот, например, что говорилось в одном из актов санитарной инспекции: «В квартирах, где выпекают хлеб – грязь, нет материала закрывать муку и выпеченный хлеб. Мыло также отсутствует. Дрова возят не пиленные, распиловкой дров занимается сама пекарка. Печь для выпечки хлеба совершенно не годится. Когда печь топится, то в это время изба открывается настежь, потому что дым в трубу не идет, а идет в избу». При таких условиях, хлеб выпекался совершенно недоброкачественный. Такая обстановка с хлебом часто вызывала недовольство среди рабочих. Строительство новой пекарни планировалось начать в 1935 году. Кроме того, на 1935-36 годы было запланировано построить: гостиницу на 250 мест, пожарное депо для автомашин, железобетонный мост через реку Тобол, больницу на 450 коек, элеватор и т.д. и т.п. На все это требовались колоссальные средства и рабочая сила. Но из-за отсутствия денег большинство этих проектов так и не удалось осуществить. В связи с этим районным руководством посылались докладные записки, письма в высшие партийные и государственные инстанции с просьбой помочь хотя бы со строительством самых важных государственных объектов: электростанции, канализации и водопровода. Однако все эти проекты так и не были реализованы и претворились в жизнь только в послевоенные годы.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Источник: Уральский меридиан © ural-meridian.ru
Копия размещена на Blogger








HotLog


Subscribe

promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 13
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments