Александр Аникин (msalexandr17) wrote in ucmopuockon,
Александр Аникин
msalexandr17
ucmopuockon

Categories:

Курганские истории Татьяны Васильевой: был ли Тобол судоходным?

Оригинал взят у msalexandr17 в Курганские истории Татьяны Васильевой: был ли Тобол судоходным?
Река Тобол, сколько копий было сломано из-за нее в ХIХ начале ХХ веков.

В ХVIII веке Тобол был судоходным, на небольших лодках крестьяне перевозили зерно в Тобольск и другие близлежащие города. Но с каждым десятилетием Тобол все больше мелел. Во многом этому способствовали многочисленные мельницы, стоявшие вокруг Кургана. За то в Тоболе было много разной рыбы: нельма, стерлядь, сырок, язь, налим, щука, линь, окунь, ерши, чебаки, ельцы, пескари.

Ссыльный поселенец И. Завалишин писал в 1848 году: «В Кургане есть маленькая городская верфь, на которой стоят две недостроенные гниющие барки».

Между курганскими мельниками в ХIХ - начале ХХ веков происходила постоянная конкурентная борьба. Одни утверждали, что Тобол судоходен, другие утверждали, что нет. От этого зависело, где и какие мельницы могут находиться, а какие нужно будет снести. Из воспоминаний купца К.А. Югова следует: «Смолин Д.И., который построил на правом берегу Тобола вблизи Кургана большую паровую мельницу – крупчатку, а второй – мельник Вагин, у которого на Тоболе тоже была мельница – крупчатка. Вот между ними и происходила борьба относительно пригодности Тобола для судоходства: Смолин утверждал, что судоходство возможно, Вагин – что невозможно. Было снаряжено несколько партий специалистов – водников с участием административных лиц. Одна партия, созданная Смолиным утверждала, что судоходство возможно, другая партия Вагина, утверждала обратное. Борьба продолжалась, как видно из документов, не один год. Верх взял Димитрий Смолин: Тобол от Кургана до Ялуторовска был признан судоходным, и все мельницы и плотины были снесены. Смолин торжествовал победу: Тобол судоходен, и он зафрахтовал в Тюмени пароход с баржей и в Тобольске погрузил на баржу лес и доставил его в Курган, а в Кургане погрузил на эту баржу свою крупчатку и доставил ее в Тобольск. Все же судоходство по состоянию русла, как не приспособленного для плавания судов, не проводилось, и после этого только одно судно во время большого половодья с большими трудностями с грузом леса добралось до Кургана, а от Кургана со Смолинской крупчаткой прошел только один пароход. И судоходство замерло».

19 мая 1871 года из Тюмени первым рейсом в Курган прибыл пароход «Благодать», который был встречен жителями города и ближайших деревень с чрезвычайным удивлением. А в 1899 году было открыто Курганское агентство Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования клади и товарных складов.


На реке Тобол. н.ХХ в.

7 мая 1914 года из Тобольска в Курган прибыл пароход «Тюмень» с вице-губернатором Николаем Ивановичем Гавриловым, советником губернского правления Виноградским и губернским инженером Шокальским для осмотра повреждений, нанесенных паводком. Но это было крайне редким явлением, вот что писала по поводу судоходства на Тоболе «Народная газета»: «Появление парохода в водах маловодного Тобола привлекло громадную толпу публики. Тобол, пересыхающий в некоторых местах летом, очень редко дает возможность плавать по нему пароходам, даже таким маленьким, как прибывший». Пароход «Тюмень» находился в плаваниях в бассейне Оби по маршрутам: Тура – Тобол – Иртыш.



Пароход "Тюмень". 1914 г.

В советское время началось строительство лодочной пристани. Работало 7 лодок, затем оборудовали еще 3 новых на тот момент, моторных лодки.

Зимой на реке Тобол организовывался каток, который был в окружности около 1 километра, для рыбной ловли создавались специальные места, на право пользования которыми, продавались талоны.

В годы войны по поручению горисполкома на реке Тобол были установлены утепленные будки для полоскания белья. Летом организовывались платные купальни.

В 1943 году Тобол впервые был использован для лесосплава, таким образом Курганская электростанция получила по реке 550 кубометров строевого леса и десятки кубометров дров.

Многие горожане еще помнят, как в 1950-60-е годы по Тоболу передвигались катера и теплоходы.


Из архива Марины Каплиной.

В апреле 1951 года речники курганской пристани подняли флаг навигации. В первый рейд Курган-Редуть вышли катера «Енисей» и «Пионер», и так происходило каждый год.

В апреле 1963 года работники Курганского эксплуатационного участка Иртышского речного пароходства при подготовке к навигации, решили удлинить судоходные трассы по Тоболу. Был намечен 60-километровый маршрут Курган – Верхняя Утятка. Здесь начал курсировать новый комфортабельный 62 – местный теплоход. Вниз по реке судно следовало до деревни Савинково.

В апреле 1965 года речные суда курсировали по маршрутам Курган – Белозерское и Курган – Введенское. Последние теплоходы появлялись на Тоболе в начале 1970-х годов, с середины десятилетия, судоходство практически прекратилось.

Статьи Татьяны Васильевой, заведующей музеем истории города Кургана, можно прочитать по ссылке в ее авторской колонке.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Источник: Уральский меридиан © ural-meridian.ru
Копия размещена на Blogger








HotLog


Subscribe

promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 13
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments