Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote in ucmopuockon,
Призыв македонянина.
serg_slavorum
ucmopuockon

Category:

Священномученик Садок, епископ Персидский.

Оригинал взят у serg_slavorum в Священномученик Садок, епископ Персидский.
Садок3.jpg
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников. Иллюстрация из "Минология Василия II".

Любителям русских сказок и былин, конечно же знакомы былины про новгородского купца Садко, побывавшего в царстве у морского царя. Однако мало кто знает, что этот герой русского народного эпоса носит персидское имя, немного видоизменённое сначала на греческий, а потом на славянский манер). По той причине, что в православных святцах есть святой с таким именем – священномученик Садок, бывший предстоятелем Ассирийской (Сиро - Персидской) Церкви Востока и пострадавший в годы «Великого гонения» на христиан в империи Сасанидов, устроенного персидским шахом Шапуром II. Ещё одна духовная ниточка, связывающая Русь и Ассирию (через Персию).

Сегодня будет биографический рассказ об этом святом.



Садок2.jpeg
Священномученик Садок. Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Святой Садок (по персидски Шахдост) жил в IV веке. Он был епископом города Бех – Ардашир (также известного под названиями Селевкия и Ктесифон), столицы Персидской империи во времена династии Сасанидов. Также он являлся предстоятелем Церкви Востока – главным среди ассирийских епископов, в позднейших источниках он неверно именуется католикосом (данный титул закрепился за сиро – персидским первоиерархом только в VI веке).

Сообщения о житии и мученичестве святого Садока – Шахдуста содержатся в трудах  ассирийских летописцев: «несториан» Мари (XII век), Амра и Слибы (XIV век) и «Церковной хронике» яковитского мафрана Бар Эбрея (Хебреуса). Более подробные сведения есть в «Хронике Сиирта», датируемой IX или XI веком.

Источником для всех этих сообщений скорее всего послужил сборник «деяний мучеников», за авторством современников событий, составленный святителем Марутой епископом Месопотамским [1].

В «Хронике Сиирта» рассказывается следующее:

Имя Шахдост персидское и означает «любящий и преданный царю» («шах» - царь, «дуст» - друг). Шахдост Ктесифонский происходил из Бет Гармай, хотя некоторые утверждают, что из Суз. Он был архидиаконом Шиммуна Бар Саббаэ. С тех пор как после смерти Шиммуна Церковь осталась без главы, он посвятил себя нашему Господу Иисусу Христу и тайно наречён патриархом (католикосом). Он был добрый и благочестивый человек. Говорят, что отцы и верующие собрались в тайне, помолились Богу, а затем приготовили несколько жребиев и написали на них имена. Жребий пал на Шахдоста. Он принял своё назначение,  не будучи обескуражен страхом смерти и был рукоположен на патриаршество в доме христианина. Он избрал нескольких мужей и рукоположил их вместо отцов, убитых вместе со святым Шиммуном. Среди них был Барбашмин, племянник Шиммуна Бар Саббаэ. Они пообещали «положить душу за овцы своя». Они днём и ночью посещали христиан и ободряли их во времена преследований Шапура. В конце концов, сан Шахдоста стал известен, и он был арестован магами. Тремя ночами ранее он увидел во сне лестницу, основание которой стояло на земле, а вершина находилась на небе. Шиммун стоял на лестнице и говорил ему: «Шахдост, поднимайся ко мне на лестницу как я это сделал вчера». Он (Шахдост) знал, что это означает. Он говорил об это с верующими, и они были очень взволнованы. Затем через три дня он был арестован в Селевкии – Ктесифоне со 128 епископами, священниками, диаконами и мирянами, мужчинами и женщинами. Они оставались в тюрьме 5 месяцев, претерпевая все виды мучений. Их принуждали принять религию магов, но они оставались крепки в своей вере. Сатрап Селевкии – Ктесифона приказал убить 120 из их числа, а Шахдоста вместе с одной их христианок отправил к Шапуру. Когда патриарх предстал пред ним, шах сказал: «Я убил Шиммуна, главу христиан и большое число настоятелей и епископов. Почему ты стал главой людей, которых я ненавижу?» Шахдост отвечал: «Глава христиан – Всевышний Бог. Он даёт им начальствующего по своему выбору. Как море никогда не высохнет, так и христианство никогда не будет уничтожено. Чем больше христиан ты убиваешь, тем более умножится их число». Проклятый исполнился злобы от этих слов. Затем он (шах) пытался мягко и ласково уговорить того почтить солнце и принять религию  магов, но ничего не смог добиться, получая в ответ лишь резкую отповедь. (Не добившись своего) он осудил его (Шахдоста) на смерть, и его приказ был приведён в исполнение на том же самом месте, где принял смерть Шиммун. Его сподвижники также были убиты. Это случилось в марте месяце, после пяти месяцев заключения. Среди них были Милес аль – Рази, его ученик Аборсам и ещё несколько человек, включая двух сестёр Шахдоста. Верующие взяли их тела и похоронили в церкви.

Согласно «Хронике Сиирта» патриаршество Шахдоста продолжалось 2 года и 5 месяцев.

Более короткая версия, базирующаяся на сообщении «Хроники Сиирта», но с некторыми интересными отличиями представлена у ассирийского летописца XII века Мари.

Шахдост – персидское имя, которое означает «царёв друг». Он был уроженцем Бет – Гармай (или согласно некоторым Суз) и архидиаконом патриарха Шиммуна Бар Саббаэ. После его (Шиммуна) смерти, когда церковь осталась без начальника, он вверил свою жизнь Христу и был посвящён в патриархи в тайне. Он был честный и искренний человек. Говорят, когда жребий с его именем отцы вытащили из лота, он не пытался отказаться от служения, хотя и боялся смерти, и был рукоположен в доме одного из верующих. Он назначил много митрополитов и епископов, которые направились ободрять верующих противостоять вероломству Шапура. Два году, был выпущен указ Шапура, и Шахдоста арестовали. Он видел во сне Шиммуна Бар Саббаэ, стоящего на вершине лестницы и говорящего ему: «Шахдост, поднимайся ко мне, как я это сделал ранее». Когда он рассказал сон верующим, они горевали о нём. Три дня спустя после сонного видения, он был арестован вместе со 128 священниками, диаконами, монахами и монахинями. Их ввергли в темницу на пять месяцев и подвергли пыткам, чтобы заставить их принять магизм, но они оставались тверды. Марзабан [2] убил 120 из них, всех мужчин, а Шахдоста и монахинь отправил к Шапуру в аль – Мадаин [3]. Тот предложил Шахдосту стать магом и пообещал не оставлять христиан в живых, если (Шахдост) не уступит. Шахдост отвечал: «До тех пор пока есть вода в море, есть и будут христиане». Шах пришёл в ярость и казнил Шахдоста и его сподвижников в месяце апреле, продержав их в тюрьме 5 месяцев. Шахдост управлял Церковью 2 года и 5 месяцев.

Третья версия, написанная с использованием красочных стилистических оборотов (в отличие от «Хроники Сиирта»), принадлежит перу яковитского историка XIII века Бар Эбрэя (Хебреуса):

После Шиммуна Бар Саббаэ Шахдост. Это персидское имя, означающее «царский друг», которое греки переводят как Садок. Этот Шахдост был архидиаконом Шиммуна Бар Саббаэ и сыном его сестры, просиходил из Бет – Гармай. Три месяца спустя после смерти своего наставника, он был секретно избран и посвящён в Селевкии. Через два года он увидел во сне огненный столп, восходящий от земли до неба и Шиимуна Бар Саббаэ, зовущего его и говорящего: «Мой брат Шахдост, войди в радость твоего Господа». Слух о видении достиг безбожного Шапура. Католикос был арестован вместе со 118 священниками, мирянами и иноками, а двоих братьев Шахдоста казнили за исповедание Христианской веры. Говорят, что когда Шахдост впервые предстал пред Шапуром, тот сказал ему: «Я убил Шиммуна, главу христиан вместе со многими  епископами и поэтому ты стал главой людей, которых я ненавижу?» И святой человек отвечал: «Бог – глава христиан, и он водвигает над ними того, кого желает. Как в море не иссякнет вода, так и христиане не исчезнут с лица Земли». Шапур, разгневанный его словами приказал его убить вместе с соратниками.

Перевод статьи из англоязычной википедии:

https://en.wikipedia.org/wiki/Shahdost


Примечания:
[1]. Подробнее см. Сирийская патрология Автор: Игнасио Ортис де Урбина Издательство: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Год издания: 2011. Страница 196.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B7%D0%BF%D0%B0%D0%BD

[3] Ещё одно название Бех – Ардашира, бытовавшее у арабов.

В «Житиях святых», принадлежащих перу святителя Димитрия, митрополита Ростовского, приводится нижеследующий вариант Жития св. Садока. Как видим, он очень перекликается с вариантами, приведёнными ассирийскими летописцами и в конечном итоге восходит к сиро – язычным мученическим актам, записанным как было сказано современниками его мученического подвига.

Святой Садок вступил на епископский престол в персидских городах Салике и Ктизифоне после того, как там пострадал святой Симеон, епископ персидский. Однажды святой Садок увидел страшный сон; пробудившись, он призвал к себе свой клир, пресвитеров и диаконов — в то время все они скрывались, боясь царя — и начал им говорить:

— В эту ночь я видел во сне лестницу, касавшуюся своим верхом небес; на ней с великой славой стоял святой епископ Симеон, я же стоял на земле; святой Симеон громко сказал мне: «Взойди ко мне, Садок, и не бойся, — я вчера вошел, а ты взойди сегодня». После такого видения и слов святого я верую, что меня возьмут на мучение за Христа; слова святого Симеона: «я вчера взошел, а ты взойди сегодня», означают то, что он претерпел страдание в прошлом году, а мне в текущем году предстоит претерпеть мучение и смерть.

После сего святой Садок начал так поучать клир:

— Братия мои возлюбленные и отцы, возлюбим Бога от всей души и Господа нашего Иисуса Христа всем помышлением; облекшись в броню веры, не устрашимся никакого зла, не станем ужасаться, если постигнет нас мучение и смерть, — пусть каждый из нас будет добрым воином Иисуса Христа. Если нам должно умереть, то умрем как подобает совершенным; если же нам суждено жить, то будем жить подобно праведным. Если мы и умрем, то умрем за Спасителя нашего, и не станем страшиться меча, если чрез меч нам открывается вечная жизнь. Пока еще день1, станем ревностно трудиться над спасением своей души, чтобы нам обогатиться нетленными благами, удостоиться чести и славы бесконечной в Небесном царствии, чтобы имя наше осталось славным в памяти христианского рода. Братия, станем молить Бога нашего, чтобы Он скоро исполнил то, что мне представилось в видении. Ибо тот, кто от духа, с радостью и великой любовью стремится претерпеть мучение и смерть за Христа и не боится, так как он всегда готов на такой подвиг. Но страшен и ужасен смертный час для того, кто от плоти; люди добродетельные сами с тщанием и великодушием ищут такой смерти, чтобы чрез нее наследовать вечную жизнь; а ленивые и нерадивые скрываются, видя пред собой смерть. Ибо любящие Бога, восходят к Богу, а любящие мир в мире пребывают; первые оставляют тело для радости и веселия, вторые же остаются в сей жизни на беды и воздыхания.

На второй год гонения царь персидский Сапор прибыл в упомянутые города Салик и Ктизифон; в сие время пред ним оклеветали святого епископа Садока, имя которого обозначает: «царев друг», и действительно он от всей души своей и всею крепостию любил небесного Царя-Христа: он отличался великим воздержанием и был исполнен правды и веры; он подражал святому Симеону, после коего вступил на святительский престол. Тогда Сапор послал воинов, чтобы они взяли епископа вместе с его клиром; вместе с ними было схвачено много других христиан и черноризцев, всего 128; все они были связаны железными веригами и заключены в темнице, в месте мрачном, смрадном и страшном. Здесь в течение пяти месяцев они томились в невыносимых страданиях, ибо нечестивые слуги безбожного царя связывали каждого мученика по всему телу тонкими бичевами, сгибали при помощи дерева, так что кости страдальцев трещали и кожа их трескалась — столь сильные муки переносили святые.

Мучители при этом говорили:
— Поклонитесь солнцу и огню, исполните волю царя и останетесь живы.

Святой же Садок отвечал за всех:

— Мы — христиане, и поклоняемся Единому Богу, Творцу неба и земли; Ему мы и служим всей душою и всеми силами нашими; а солнцу и огню мы не покланяемся и не почитаем их, ибо они созданы на службу людям. Не послушаем мы царского повеления и не отступим от Бога нашего, не устрашимся смерти, которая приводит нас из сей временной и суетной жизни в вечное царство; итак не медлите, убейте нас, не жалейте крови нашей, уже не раз проливавшейся пред вашими глазами.

После сего вторично пришло повеление царское к святым:

— Если вы не послушаете моего повеления и не исполните моей воли, то скоро вас постигнет злая гибель.
Святые же как едиными устами отвечали:

— Не погибнем мы у Бога нашего, не умрем мы во Христе Его, ибо Он оживляет нас блаженной и вечной жизнью и дает нам бессмертное Царство в наследие и покой; ты же не отлагай нашей смерти, ибо мы с усердием готовы пострадать за Бога нашего; не станем мы поклоняться солнцу и огню, не станем мы слушать нечестивых царских повелений, исполненных смерти и гибели.

Царь, видя их твердое постоянство в вере, издал указ, чтобы всех их посечь мечем. Святые же, услышав о распоряжении царя, все с радостью стали готовиться к смерти. Их повели за город. На пути туда они радостно воспевали:

— Суди нам, Боже, и рассуди спор наш, избавь нас от народа нечестивого, от людей неправедных и льстивых (ср. Пс.42:1) проливающих кровь, избави нас, ибо Ты, Господи, надежда наша.

Когда же пришли на место казни, все они единодушно стали взывать:

— Благословен Ты, Господи Боже наш, сподобивший нас сей благодати; Ты не презрел молитв наших, но даровал нам сей драгоценнейший венец — мученичество. Ты, Господи, ведаешь, как мы желали его. Благословен Бог наш Единородный Сын Твой, Отче, спасший и призвавший нас к вечной жизни. Не оставь нас, Господи, бедствовать в сем мире, но утверди нас пред Тобою во веки ради Твоей благости, омой нас в крови нашей от грехов наших, ибо Ты един Бог препрославленный и Единородный Сын Твой и Пресвятой Твой Дух во веки. Аминь.
В то время, когда святые возносили Господу такое моление, нечестивые посекали их, но мученики продолжали славословить Бога до тех пор, пока не был умерщвлен последний из них. А честного и славного страстотерпца Садока мучители отвели в оковах в другой город, называвшийся Вифлапат и там отрубили ему честную и святую главу. Так в мире скончались все сии святые и славные мученики, восхваляя и славословя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
_______________________________________






1 Намек на слова Христовы: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Иоан. 11:9-10).






Tags: иран, религии, религия, христианство
Subscribe
promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 12
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment