Александр Аникин (msalexandr17) wrote in ucmopuockon,
Александр Аникин
msalexandr17
ucmopuockon

В Свердловской области чиновники готовят распродажу музейных ценностей...

Оригинал взят у msalexandr17 в В Свердловской области чиновники готовят распродажу музейных ценностей...
О поездке блогеров в Ирбит и знакомстве с "Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств" я рассказывал с своем посте Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... Ирбит – признанный центр музейного дела. Интересное продолжение темы проблем музеев получился у Ники Романовны  nikromanovna в  посте Жизнь до и после Рубенса

Почему «Ирбитский государственный музей изобразительных искусств» после обнаружения мирового шедевра переживает не лучшие времена...


Прошло уже более трех лет с тех пор, как в «Ирбитском Государственном Музее Изобразительных Искусств» обнаружили подлинную картину знаменитого южнонидерландского живописца Питера Пауэла Рубенса - картину «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Но мало кто знает, с какими трудностями сталкивался музей до внезапно пришедшей всемирной известности, и какие проблемы встают перед ним сегодня. Валерий Андреевич Карпов, с которым нам удалось пообщаться, является не только генеральным директором музея, но и заслуженным работником культуры Российской Федерации, лауреатом многочисленных премий и Почетным гражданином города.

de483c490b499fa1b9afe3039458968b.jpg

Валерий Андреевич, как же так получилось, что вы встали на путь искусствоведения и решили связать свою жизнь с музеем?

Со мной однажды произошел вот какой интересный случай. Учился я тогда в 9 классе. Наша классная руководительница задала написать классное сочинение на тему, кем ты хочешь стать, и что ты можешь дать родному городу. Ну, кто-то написал, что хочет быть врачом, хирургом или учителем. А я взял и сочинил, что хочу стать музейным работником и создать в городе музей шедевров художников мира. За содержание я получил 5, а за синтаксис, как всегда 2. И уже в 1972 году я вступил в должность директора городского выставочного зала, а с 1991 года «Ирбитского музея искусств». Когда я впервые пришел в помещение выделенное городом под выставочный зал там был настоящий караул: протекающие потолки, лопнувшие размороженные батареи отопления, лед на полу хоть на коньках катайся. А потом были другие помещения, но во всех приходилось начинать с капитального ремонта реставрации и реконструкции, т.е. приспособления зданий к нуждам и специфике музея.

В итоге, мы меняли всю крышу, делали пристрои, трудились над капитальном ремонтом. По сути, отремонтировали три музея: Музейно-выставочный центр, Музей Гравюры и Рисунка, Музей Уральского искусства.

Ведь вы, можно сказать, собственноручно собрали коллекцию музея, трудились над её созданием. А почему вы собирали и продолжаете собирать ее в Ирбите, не хотите уехать с ней в Пермь или в Екатеринбург?

А я коренной ирбитчанин, понимаете? Более того, мой предок Иван Карпов входил в команду того самого Ивана Спицына, который и основал Ирбитскую слободу. Кроме того, я же еще и дворянских корней. Федор Петрович Карпов - великий русский дипломат про Иване Грозном, мой далекий и великий предок. Он же был наставником молодого Ивана и постельничим его отца Василия III. Федор Петрович был единственным, кто не получил от него никаких репрессий или наказаний.

Интересно узнать, а как же вам удалось понять, что та самая «Кающаяся Мария Магдалина» не является копией?

Еще тогда весной 1976 года при поступлении картины в музей, в процессе ее описания сохранности для инвентарзации, я обратил внимание на очень высокое качество живописи на этой картине и, особенно, на лице Марии Магдалины. Даже сквозь многовековую грязь и старый разложившийся лак были видны потрясающе написанные глаза Магдалины. И это вызвало еще тогда у меня сомнения в правильности ее атрибуции как копии с Венского оригинала. Затем много лет изучения творчества Рубенса, его подлинных картин в Эрмитаже и в Москве и его живописного почерка и чем больше я погружался в мастерство Рубенса, тем больше я уверовал в то, что у нас храниться подлинный Рубенс, потому что в нашей картине присутствовал тот самый почерк и техника наложения мазков кисти, которые были свойственны только Рубенсу… Оставалось только найти деньги и провести реставрацию полотна, которую в весной и летом 2012 года выполнила реставратор высшей квалификации по маслянной живописи старых мастеров Антонина Александровна Наседкина – художник-реставратор из Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

В ноябре 2012 года к нам приехала делегация специалистов – реставраторов из Эрмитажа во главе с заместителем директора – В.Ю. Матвеевым. Сначала была проведена пресс-конференция в зале, где на экране мы сопоставили нашу «Магдалину» с картиной, находящейся в Вене. Ведь считалось, что наша является копией, а в Вене хранится оригинал. И, в общем - то наше сравнение вызвало недоумение в зале. А когда эксперты стали изучать саму картину после ее открытия широкой публике, я подумал: «Либо пан, либо пропал». В зале было полное молчание, когда ко мне повернулся В.П.Коробов главный реставратор старых мастеров Эрмитажа и сказал: «Нет, это не копия»! И в итоге было выявлено, что над картиной работал не только сам Рубенс, но и два его ученика: Ван Дэйк и Йорданс, но заканчивал Питер Пауэл сам.

А как музей развивается после этого события?

Сегодня музей живет в основном за счет дарений. У нас большие проблемы с финансированием. В этом году бюджет урезали до 30 млн. рублей, когда в 2013 году он составлял около 44. У нас практически нет средств на всю основную нашу деятельность, на организацию выставок, их рекламу, на издание каталогов, на передвижные выставки, я вынужден заправлять автомобиль бензином на деньги из своей зарплаты, для того чтобы совершить поездку в тот или иной город с передвижной выставкой… Мы не можем выплатить долги коллекционерам, у которых покупали экспонаты.

Однако самым противоречивым является то, что в январе 2013 года по категорическому требованию министра культуры Свердловской области Павла Крекова Ирбитский музей был переведен из казенного типа учреждений в бюджетный тип. Это повлекло за собой не только сокращение финансирования деятельности музея, но и изменение его Устава. Из него была изъята целая глава «Фонды музея», являющаяся основополагающей, что является грубым нарушением Закона РФ о музеях. Это означает, что теперь в Уставе музея нет и речи о принадлежности нашего музейного фонда к Государственному Музейного Фонду Российской Федерации, то есть, фонд «Ирбитского музея изобразительных искусств» не находятся ни в чьей собственности. Ну, а поскольку наш музей подчинен непосредственно министру культуры Свердловской области, то он фактически и является главным распорядителем наших коллекций со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями.

Аналогичная ситуация существует еще в семи областных музеях Свердловской области. Как объясняет начальник юридического отдела «Свердловского областного краеведческого музея» Вячеслав Аркадьевич Хачатуров, в их Уставе нет раздела о Фондах музея, а есть указание на существование фондохранилища, которое является «структурной частью головного музея». Однако здесь происходит подмена понятий, ведь фонд представляет собой совокупность предметов материальной культуры, которой располагает музей, а фондохранилище - место, где хранятся фонды; причем обычно так называют «запасники».

«Вы понимаете, что не бывает музеев без Фондов, - комментирует сложившуюся ситуацию Беляева Надежда Владимировна, Президент Пермской государственной художественной галереи, – Сохранение фондов является главной задачей не только музейщиков, но и самого государства. Если у музея нет Фонда, то он не имеет права не только покупать новые экспонаты, но и делать выставки. Тогда музей с великим багажом превращается в простой выставочный центр, где уж точно не будут оберегать достояния культуры так, как это делается в музеях. Фонды – основа существования музейных комплексов. Их можно сравнить с государственными банками, ведь их цель такая же – сбережение. Охрана, коррекция, обслуживание экспонатов – все это вытекает из фондов. Ведь к тому же одной из наших задач является: в целости и сохранности передать все шедевры собранного на сегодняшний день Фонда другому поколению»

Надежда Владимировна подчеркивает, что «Ирбитский музей изобразительных искусств» – это уникальное явление в музейном деле. Ведь такой феномен появился в большей степени благодаря энтузиазму людей, живущих искусством.

Так может ли существовать музей, который лишен своей главной функции? Ведь из-за такого противоправного действия человечество может лишиться, наверное, одного очень важного составляющего – связи с нашим культурным прошлым.

Фото: Тиунова Гертруда;
prosvetcult.ru

Если я правильно понимаю ситуацию, то Правительство Свердловской области решило не просто на себя взять ответственность за национальное достояние, которое хранится в Музеях региона, а стать единственным их распорядителем. А что, учитывая коммерческую стоимость некоторых культурных ценностей, можно их реализовать или заложить в банки, чтобы поправить бюджет области и наполнить личный карман. Лихо Министерство культуры Свердловской области и его руководитель решили "приватизировать" музейные ценности... Как говорил герой Анатолия Попанова в "Бриллиантовой руке": "Без сучка и задоринки"!

Некоторые мои посты об Ирбите:
Февральские истории. Рассказ об Ирбитской ярмарке.
Навстречу ирбитской ярмарке... СИЗО-2 (Ирбит). Историческая справка.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/03/blog-post_2.html


Subscribe
promo ucmopuockon december 26, 2017 09:36 12
Buy for 20 tokens
За развязность и цинизм удалены и забокированы публикации и комментарии отдельных участников. Ещё замечу - удалю и заблокирую всех хамов и нахалов, нытиков и маловеров, а также всех, кто сеет по миру тупое зло. Кстати, владение сообществом уступлю за символическую цену. Предложения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments